OTIUM Travel
В ПОИСКАХ БОЛЬШИХ МИФОВ. Византийские уроки
Когда — с 16-00 пятницы, 2-го мая по 21-00 воскресенья, 4-е мая
Где — Стамбул, Турция
Лектор — Павел Щелин
Подготовка (до начала практикума) — ответы на предложенные вопросы на тему «Черная легенда Византии» и написание эссе на заданную тему в жанре исторической хроники.
Программа — практикум состоит из лекций, обсуждений, экскурсий по городу и посещения музея монастыря Хора, Влахернской церкви Божьей матери, храма Святой Софии.
Пожалуйста, заполните форму регистрации на практикум
АННОТАЦИЯ:
Главная тема практикума — тема преодоления феномена кризиса больших исторических нарративов личностью и обществом.
Доминирующая сегодня философия постмодернизма учит нас что эпоха больших нарративов закончилась и никогда не вернется. Но самоочевидно, каждый живет перед лицом времени. Но открывается время человеку образом удивительным — «что такое время? когда меня никто об этом не спрашивает я это знаю, когда же меня спрашивают и просят объяснить — не знаю» писал православный святой Августин Гиппонский. Одно точно, мы живем перед лицом смерти. Живем как люди и как языки. И то, каким образом эта жизнь протекает и есть свидетельство ответа языка на вопрос о вечности. Время и смерть создают систему из представлений о том, что можно, что нельзя и что должно — этику.
Для человека жизнь вне его исторического мифа — равно жизни вне времени, то есть не-жизни. И тогда позволенным становиться абсолютно все и решительно ничего не становится возможным. Что бы принимать решения перед лицом смерти и иметь мужество нести за них ответственность человеку жизненно необходимо знать ответ на вопрос «когда» — или «частью какой истории я являюсь». Это знание которое предшествует любому мыслимому объему информации, и которое превосходит его. Сказанное выше не есть некое открытие, напротив — для образованного человека — банальность. Еще Гераклит писал: «человек реализует себя как человек через благо собственного участия в целом, которое выходит за пределы его индивидуального бытия».
Поэтому путь постмодернизма не просто ложен но радикально бесчеловечен и анти-человечен. Но проблема поставленная им реальна — старые большие нарративы умерли. Что же нам делать? Предлагаемый вам на практикуме ответ солидарен с прозрением Клайва Льюиса — «Единственное спасение от ложных чувств — чувства истинные … Голод по чувству надо чем-то насытить, а очерствление сердца не помогает против размягчения мозгов». Единственное спасение от гибели ложных больших исторических мифов — не отказ от Истории, а мифы истинные. И поэтому на нашей встрече мы будем учиться нащупывать эти опорные камни в нашем историческом перекати-поле на примере самой оболганной и забытой истории — православной цивилизации в целом и Византийской Империи в частности.
На практикуме мы научимся:
-
Признавать значение исторического мифа в нашей жизни.
-
Рассуждать о мифах одновременно из метапозиции и как их часть.
-
Понимать частью какого мифа является каждый из участников.
-
Поймем необходимость «узнать снова» и «выбрать снова» при взаимодействии с самоочевидными для нас историческими нарративами
-
Общаться с уважением в сочетании со стойкостью с другим людям на историософские темы.
На практикуме мы узнаем:
-
О роли и месте исторического мифа в жизни человека
-
О хрупкости наших привычных представлений о таких Мифах как «Запад», «Восток», «Цивилизация», «Ислам».
-
О глубине православного исторического наследия и ответственности за него у тех, кто считает себя его частью.
-
О времени и вечности данной нам в образах.
-
О том почему спор об образах — ключевой спор философии и истории.
-
О связи свободы и предназначения в контексте исторического мифа.
И поможет нам в путешествии в историю и преодолении историософской ленности - город Константинополь, он же Стамбул. Место, где время можно пощупать руками, а острота исторического долга ранит в самое сердце. Место прошлое это будущее, будущее это прошлое, а настоящее - дымка между лучом солнца и золотом мозаики.